Сочинение: Образ монастыря в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
(Г.Ломовцева - М.Лермонтов "Мцыри", конкурс 2013)
Поэма написана как романтическое произведение, а его главным героем является кавказский парень, львиная доля жизни которого прошла в пределах унылых монастырских стен. Он был пленен русскими, и все время вспоминал родных людей и свой родной край. Когда юноша сбегает, его жизнь взрывается калейдоскопом ярких красок, и наполняется смыслом. Три дня показались Мцыри целой жизнью, ведь в стенах монастыря он был далек от природы, а на воле смог ощутить себя хозяином своей судьбы, насладиться свободой. Символично, что вернувшись после воли в монастырь, Мцыри умирает.
На воле Мцыри удалось почувствовать Бога, объединение с миром, также важную роль играет гроза во время побега, природа бунтуется, как и он, но не пугает, а зачаровывает. В природе он находит то, что не смог найти в людях, он воспринимает окружающий мир как одухотворенный. Персонаж видит стройную девушку, хочет подойти к ней, но ощущает себя чужим и сторонится ее. Важнейшим моментом для Мцыри является победа над диким зверем, она символизирует также победу над рабством, которое он вынужден был переносить в монастыре. Однако юноша понимает, что не может жить сам, за годы в монастыре его силы недостаточно, и хотя он хочет домой, не может осуществить задумку. Мцыри опять возвращается в монастырь, чтобы умереть, вспоминая родных людей и счастливые дни на воле.
В поэме образ монастыря очень важен, и числиться среди ключевых образов. С помощью монастыря и его условий Лермонтов позволяет показать сущность Мцыри как можно глубже. Для Мцыри стены монастыря являются краем мира, его границей. Поскольку герой вынужден проводить в монастыре большую часть жизни, для него монастырь – весь мир. Он не видит жизни, которая кипит вокруг, не видит яркой природы, и не может ощутить свободу.
Монастырский образ позволяет полноценно создать контраст, который невозможно не заметить: в безликом монастыре единственным доступным звуком является заунывный звон колокола. Он зовет всех проживающих в монастыре на молитву. Этой пустоте и безразличию противопоставляется природа. Из описания становится понятны ее разнообразие, яркость, живость, красочность, они присущи природе Кавказа.
("Военно-Грузинская дорога близ Мцхета". Художник М.Ю. Лермонтов, 1837)
Полноценно оценить внешний вид монастыря невозможно, поскольку Лермонтов не дал описания строения во время проживания в нем Мцыри. Нам доступно только его расположение, и о деталях можно только строить догадки. Однако для создания большего контраста Лермонтов все же дает некое описание, но оно касается здания после многих лет, за которые строения превратились в руины. Здесь автор также воспользовался возможностью добавить символичности. И нынче видит пешеход столбы обрушенных ворот, в этих словах можно найти не только то, что монастырь по каким-то причинам был разрушен или заброшен и пришел в упадок. Можно сделать вывод, что монастырь, как объект, лишающий людей свободы, также должен быть разрушен. Хотя Мцыри не попал на родину и погиб, его победа и правота подчеркнута этим разрушением.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.